Google — это игра со словом googol (гугол). Этот термин придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена Математика и воображение (Mathematics and the Imagination). Гугол — это число десять в сотой степени, то есть единица со ста нулями. Использование этого термина отражает цель компании Google сделать доступным для поиска весь, практически бесконечный, массив информации, размещенный в Интернете. А что же было до Google? Был Rub.
Как гласит официальная легенда Google, основатели компании — двое аспирантов кафедры информатики Стэнфордского университета Лэрри Пейдж и Сергей Брин — очень не понравились друг другу при первой встрече в 1995 году. 24-летний выпускник Мичиганского университета Лэрри проводил в Стэнфорде выходные, а 23-летний Сергей был в числе студентов, сопровождавших гостя по вузу. Они спорили практически по любому поводу; столь заметная разница во взглядах, впрочем, и позволила им в конце концов сформировать единый подход к разрешению одной из самых серьезных проблем IT-индустрии: поиску нужной информации в огромном массиве данных.
В январе 1996 года Лэрри и Сергей начали совместную разработку поискового сервера BackRub, получившего свое название за нетривиальное умение анализировать так называемые "обратные ссылки", указывающие на тот или иной сайт с других ресурсов Интернета. Лэрри, который всегда увлекался техникой и славился тем, что собрал действующую модель принтера из деталей конструктора Lego™, взялся за создание нового вида серверной среды, в которой вместо дорогих компьютерных систем использовались менее производительные ПК. Из-за постоянной нехватки денег (обычной проблемы аспирантов) они часто посещали погрузочные площадки факультета в надежде найти среди недавно прибывшей техники компьютеры, которые они могли бы одолжить для своей сети.
Год спустя их уникальный подход к анализу ссылок приобрел неплохую репутацию среди тех, кто видел его в действии, популярность BackRub росла. Слухи о принципиально новой технологии поиска распространились по всему университетскому городку.
Поиск покупателя
Всю первую половину 1998 года Лэрри и Сергей продолжали совершенствовать свою технологию. Преследуя свою цель, которая впоследствии станет ключевым направлением деятельности Google, они приобрели винчестеры общим объемом 1 терабайт по льготным ценам и создали первый центр данных Google прямо в комнате Лэрри в общежитии. Тем временем Сергей организовал офис, и двое молодых людей начали обращаться к потенциальным партнерам, пытаясь заинтересовать их покупкой лицензии на лучшую из доступных технологий поиска. Несмотря на то что в то время наблюдался стремительный рост числа Интернет-компаний, у них не было большого желания создавать собственную фирму на базе разработанной ими технологии.
Среди тех, к кому они обращались, был и общий друг — основатель Yahoo Дэвид Фило. Фило одобрил их перспективную технологию, но посоветовал Лэрри и Сергею организовать собственную компанию для развития поискового сервера. "Когда он будет полностью разработан и масштабирован", — сказал он — "поговорим снова". Впрочем, другие руководители порталов проявили еще меньшую заинтересованность в Google, как эта система стала теперь называться. Так, один из них заявил, что "их порталу вполне хватит 80-процентной эффективности по сравнению с конкурентами — наших пользователей не особенно интересует поиск".
Поиски инвестора
После безуспешных попыток заинтересовать владельцев самых знаменитых порталов Лэрри и Сергей решили развивать свое дело самостоятельно. Все, что им было необходимо, — это небольшая сумма денег для переезда из общежития и оплаты долгов по кредитным картам, увеличившихся после приобретения терабайта дисковой памяти. Поэтому они написали свой бизнес-план, отложили планы на получение ученой степени и продолжали поиски инвестора. Свой первый визит они нанесли другу одного из преподавателей университета.
Энди Бехтольшайм, один из основателей Sun Microsystems, всегда отличался дальновидностью. Ему достаточно было поверхностного знакомства с демо-версией Google, чтобы увидеть огромный потенциал этой поисковой системы. Его заинтересовал поисковик, но он очень спешил. Брин так описывал встречу с Бехтольшаймом: "Мы встретились с ним ранним утром около подъезда дома одного из преподавателей университета в Пало-Альто. Вкратце мы описали систему. Он куда-то спешил, а потому сказал: "Вместо того чтобы обсуждать подробности, почему бы мне просто не выписать вам чек?" Чек на сумму в 100 тыс. долларов США был выписан на имя компании Google Inc.".
Возникла небольшая дилемма. Поскольку компании Google Inc. с законным статусом еще не существовало, этот чек нельзя было обналичить. Он несколько недель лежал в ящике письменного стола Лэрри, пока они с Сергеем готовили документы для регистрации компании и искали других инвесторов среди родных, друзей и знакомых. В конечном счете им удалось собрать сумму, необходимую для начальных капиталовложений, — в общей сложности около 1 миллиона долларов США.
Любимый всеми гараж
В сентябре 1998 г. компания Google Inc. открыла свои двери в Менло-Парке (Калифорния). Двери были с дистанционным управлением, потому что офис для персонала Google в количестве трех человек располагался в гараже, арендованном у одного из друзей. Помимо автоматических дверей у офиса гаражного типа был еще ряд преимуществ, включая мойку, сушилку и джакузи. Там было даже место для парковки машины первого нанятого сотрудника — Крэйга Силверстейна, нынешнего директора по технологии Google.
К тому времени сайт Google.com, тогда еще в бета-версии, обслуживал уже 10000 поисковых запросов в день. К неожиданно получившему известность веб-сайту с релевантными результатами поиска проснулся интерес прессы. В таких изданиях, как USA Today и Le Monde, появились статьи, расхваливавшие Google. В декабре 1998 г. PC Magazine назвал Google в числе 100 лучших веб-сайтов и поисковых серверов мира. Google начал свой поход к мировой славе.
Снова переезд
Google быстро перерос размеры гаража в Менло-Парке и к февралю 1999 года переехал в настоящий офис на Университетском Авеню (University Avenue) в городе Пало-Альто. У компании было уже восемь сотрудников, а сервер обрабатывал 500 000 запросов в день. Интерес к компании также возрос. Ее первым коммерческим клиентом стала корпорация Red Hat, которая отчасти была привлечена обещанием Google установить свою систему на серверы с операционной системой с открытым исходным кодом Linux.
7 июня 1999 года компания объявила о том, что получила кредит в размере 25 млн. долларов США от двух ведущих венчурных компаний Силиконовой долины — Sequoia Capital и Kleiner Perkins Caufield & Byers. И снова произошло объединение противоположностей, которое когда-то породило Google, и представители этих двух соперничающих компаний, сходящиеся во взглядах на значимость новых инвестиций, вошли в совет директоров Google. Майк Мориц из Sequoia и Джон Дёрр из Kleiner Perkins, уже успевшие до этого помочь росту компаний Sun Microsytems, Intuit, Amazon и Yahoo!, присоединились к Рэму Шираму, главному исполнительному директору Junglee, за столом для игры в настольный теннис, который использовался в качестве официального стола заседаний совета директоров.
Скромные офисы компании быстро стали заполняться известными специалистами. Из Netscape на должность вице-президента по развитию бизнеса и сбыту пришел Омид Кордестани, из UC Santa Barbara на должность вице-президента по разработкам пригласили Урса Хёльце. Вскоре стало ясно, что в нынешнем офисе очень мало места. Сотрудники компании уже не могли отодвинуть стул от стола, не стукаясь о спинку стула соседа.
Мир меняется
Инновации Google продолжали изменять не только мир поиска, но и рынок рекламы и сферу публикации. В 2003 году Google приобрел компанию Pyra Labs и стал "домом" для Blogger, основного поставщика услуг для тех, кто предпочитает делиться своими мыслями с миром при помощи интерактивных веб-журналов. Некоторое время спустя появилась программа Google AdSense, предлагающая веб-сайтам любого размера простой метод получения дохода с помощью размещения точно ориентированных объявлений рядом с их содержанием. Технология Google AdSense анализирует текст на любой странице и показывает соответствующие ему релевантные объявления, увеличивая полезность страницы и вероятность того, что просматривающие ее пользователи действительно нажмут на рекламное объявление.
Весной была выпущена версия 2.0 панели инструментов Google, а осенью к ней присоединилась панель поиска Google. Панель инструментов была дополнена блокировщиком всплывающих окон и заполнителем форм, а размещение значка панели поиска на панели задач Windows позволяет выполнять поиск с помощью Google, не открывая браузер. С помощью одного и того же окна поиска Google теперь можно было найти множество полезной информации благодаря новым функциям: калькулятору, отслеживанию посылок, информации о рейсах самолетов, идентификационных номерах транспортных средств (VIN) и т.д.
Новые достижения
Когда индекс сайта Google увеличился до 4,28 миллиарда веб-страниц, американский маркетинговый онлайн-журнал Brandchannel снова назвал Google "брэндом года" в 2003 году, а ABC News отметила это событие, назвав Лэрри и Сергея "Людьми недели". Google перевел большую часть отделов, расположенных в Маунтин-Вью, в новую штаб-квартиру. А 17 февраля Google объявил о том, что веб-индекс содержит уже более 6 миллиардов элементов (включая вышеупомянутые 4,28 миллиарда веб-страниц плюс 880 миллионов картинок, 845 миллионов сообщений Usenet и растущую коллекцию страниц с книжной информацией).
Не останавливаться!
Что на очереди в Google? Трудно сказать. Мы особо не говорим о планах на будущее, потому что считаем сюрпризы одним из наших главных преимуществ перед конкурентами. Мы по-прежнему опираемся на инновации и проявляем почти фанатичную преданность нашим пользователям. И все-таки нам хотелось бы поделиться своими мечтами, которые, надеемся, придутся по душе и Вам. Здесь, в нашей собственной лаборатории Google Labs, Вы увидите, как наши инженеры воплощают свои идеи в жизнь. Развлекайтесь в свое удовольствие, но не забудьте надеть защитные очки.
Из саита google.ru
|